Протфолио объектов

А что на стену повесим?

А что на стену повесим? Картины, репродукции и другие художественные произведения создают в доме атмосферу уюта и тепла Наша газета открывает новую рубрику «Уютный дом».

В ней мы будем рассказывать о том, как украсить свое жилище и где найти то, чем его украсить. Опираясь на традицию С незапамятных времен человек старается привнести в свой быт гармонию и красоту.

Свидетельствуют об этом, к примеру, фрагменты настенных расписных картин, которыми еще 4 тысячи лет назад украшали внутренние помещения своих домов жители острова Санторин в Эгейском море – как владельцы судов, так и простые рыбаки и ремесленники. Тысячу лет спустя древние греки также украшали однотонные стены яркими ковриками и рисунками.

Римляне тоже весьма внимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческих мастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью и мозаикой.

В наше время благодаря самоотверженным поискам археологов любой турист средиземноморских стран имеет возможность восхититься мастерством и талантом древних художников. Как рассказывает академическое издание «Всемирной истории», в Византии в IV веке нашей эры обязательным элементом жилого дома была икона.

Ее писали восковыми красками или темперой, обрамляли золотыми, серебряными окладами, отделывали драгоценными камнями и эмалями. Икона являлась не только предметом моления и поклонения, но и украшением жилища.

После введения христианства на Руси в каждом доме в красном углу, самом почитаемом месте горницы, тоже стали размещать иконы. Какое-либо другое настенное убранство вплоть до XVII века не допускалось.

По числу икон и богатству оклада судили о достатке семьи. В XVII веке в домашний обиход мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царских хоромах, потом у знатных лиц.

Интерес к ним начал возникать и в других сословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать в золоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы, но при этом их строго отличали от образов, и они вовсе не имели священного значения.

В девятнадцатом веке вслед за дворянами и в мещанских домах стали появляться коллекции настенных предметов изобразительного искусства. Демократичный двадцатый век, как известно, положил конец сословному расслоению в Европе, и это сразу отразилось на интерьере жилья «простых граждан».

Благотворное влияние или... - Эстетика дома, где человек проводит большую часть своей жизни, должна быть продуманной, не агрессивной, оказывающей благотворное воздействие на подсознание обитателей, - говорит психолог дзержинского центра поддержки семьи Нина Смирновская. - Дома, как правило, человек снимает с себя «защитную броню» и потому становится психологически особо восприимчивым, а значит, уязвимым. Профессиональные дизайнеры, стилисты и оформители прекрасно знают, что каждый предмет интерьера так или иначе влияет на психологическую атмосферу дома, особенно если предмет имеет не утилитарное значение и занимает в квартире заметное место.

Именно таковы картины и другие настенные украшения, которые, как и задумывали авторы, несут в себе их эмоции и отношение к жизни. Припоминаю в связи со сказанным один любопытный случай.

В офис моей прежней работы одна наша сотрудница принесла картину в красивой раме. Вернее сказать, это была так называемая «поточная копия», то есть одна из множества, сделанная каким-то технологичным способом.

В правом нижнем углу, как и полагается, была подпись автора, а на обороте – название производителя ассоциация каких-то там художников. «Может быть, в офисе сгодится, - сказала наша сослуживица. - Нам подарили, но, понимаете, почему-то не хочется в доме ее держать». Картина поначалу показалась нам интересной, во всяком случае, вполне подходящей по цвету и фактуре для офисного интерьера.

На ней были изображены палевые барханы пустыни, верблюды вдалеке, а на переднем плане – красивое лицо восточной женщины с огромными карими глазами. Картину повесили в одной из рабочих комнат.

Но примерно через неделю сотрудники по очереди стали жаловаться на плохую работоспособность, сонливость, расслабленность. Одна девушка призналась, что чувствует, как «восточная женщина с картины» все время за ней следит.

Между тем хозяйка картины наотрез отказалась возвращать подарок домой. Наконец, «восточную женщину» завернули в плотную полотняную ткань и убрали куда-то с глаз долой.

Все успокоились. Что это был за «массовый психоз», мы так и не поняли. «Дарить подарки, которые в доме друзей должны занять заметное место, надо очень осмотрительно.

Только если есть уверенность в том, что такой подарок не нарушит, может быть, и невидимую на первый взгляд атмосферу чужого жилища, - прокомментировала данный случай психолог Нина Смирновская. Разумеется, все это верно и в отношении собственной квартиры.

В поход по магазинам Современному жителю большого города, кажется, не сложно найти способ украсить стены своего жилища. Специализированные отделы в крупных торговых центрах, фирменные магазины предлагают разнообразную продукцию – фабричную и кустарную.

Панно, настенные сувениры, постеры, картины, барельефы, эстампы – глаза разбегаются. И думается, что при таком изобилии пара пустяков найти для дома то, что не станет раздражать, ежедневно попадаясь на глаза. ...Благоухающая «лавка сувениров» в добротном торговом центре была забита товарами под потолок.

Чего там только не было: и на пол, и на сервант, и на стену. Все светилось, искрилось, отливало полированными поверхностями.

Продавец-консультант объяснила, что посетители приобретают выставленные картины практически всегда в подарок. «А каких авторов?» - спрашиваю. «Авторы, вообще-то не указаны, только фабрики, на которых эти картины изготовлены», - был ответ. «Поточная продукция чем хороша? - говорит подошедший к нам менеджер торговой фирмы Александр. - Тем, что недорогая, удовлетворяет вкусу многих посетителей, поэтому хорошо продается. Фабрика вначале пробную партию запускает и смотрит на динамику продаж.

Хорошо продается, ставит на поток. Эти картины так и называются: художественные изделия массового спроса.

Правда, над изображением, возможно, работает не один автор, а несколько. Ну, сочиняют же телесериалы несколько сценаристов...».

Что ж, все понятно, однако, если вы хотите приобрести по-настоящему авторскую картину, надо идти в другие места. К примеру, в художественный салон.

В широком смысле им может оказаться и «простой» магазин, и уличный «монпарнас», и художественная выставка. А уж Нижний Новгород такими экспозициями не обижен.

Советы специалистов Хорошие картины, эстампы, офорты, гравюры, репродукции и фотографии могут преобразить любое жилище, сделать дом неповторимым и своеобразным. Однако умело и со вкусом развесить такие произведения не так-то и просто. - Вряд ли стоит «с ходу» покупать понравившуюся работу, - советует профессиональный художник Тамара Петрова. - Имеет смысл, как минимум подумать о том, где она будет находиться, как будет смотреться рядом с другими предметами в комнате.

Просто займет свободное место на стене или придаст помещению новое звучание? Может быть на выбранную стену повесить не одну картину, а несколько небольших пастельных акварелей, или черно-белую художественную фотографию, или настенное кованное изделие.

А может быть, в интерьере помещения, которое вы хотите украсить, лучше всего будет смотреться композиция из соломки, дерева и сухоцветов. Если этому не придавать значения, можно неправильно оформить стену, и тогда ваше приобретение не выполнит полностью свою задачу – дарить вам эстетическую радость.

Дизайнер-декоратор Марина Еськова считает, что, создавая собственный стиль, занимаясь дизайном помещения, не следует впадать в крайности. Аскетизм в интерьере ведет к пустоте и незавершенности, а перенасыщение - к перегруженности. «В любой обстановке очень хороши пейзажи, натюрморты.

При желании домашнюю коллекцию недорогих произведений искусства можно обновлять, тогда вы будете ощущать себя в русле моды и времени», - говорит она. А еще наши эксперты рекомендовали нашим читателям, если кто-то хочет приобрести картину или иное художественное произведение, без смущения знакомиться с художниками (это нетрудно сделать на презентациях и открытии выставок) и напрашиваться к ним в гости – в мастерскую.

И квалифицированную консультацию можно получить, и картину купить дешевле, чем в салоне. Светлана Забалуева

16.08.2013.