Протфолио объектов

Александр пятков: «пою и плачу вместе с карузо»

За плечами Александра Пяткова более 150 ролей в фильмах, более трехсот образов в популярной телеигре «Колесо истории» и других телевизионных программах. Театралы оценили его работы на сценах Таганки, Малого театра, театра Киноактера.

Песни с Пресни – Я родом с Красной Пресни. Там когда-то стоял наш деревянный дом – аккурат в том месте, где позже построили магазин «Олимп», – рассказывает Александр Александрович. – В этом доме жила моя бабушка, а в соседних квартирах – мои друзья.

Пресня – это особая аура, особый мир, который воспитывал, закладывал основы. Как и все мальчишки, гонял голубей, катался на трамвайной «колбасе».

На расположенном рядом стадионе «Труд» играл в футбол, катался на коньках... Сейчас живу на Беговой улице, в большом современном доме, но в памяти живы московские дворы той поры – с их песнями под гармошку или патефон, танцами, первой любовью и драками.

Возможно, тот деревянный дом и зеленый двор, в котором я вырос, заложили необычную для городского пацана тягу к земле. Сейчас у меня есть дача.

С удовольствием приезжаю туда, сажаю деревья и кусты. Недавно пробурили 22-метровую скважину. Вода пошла из нее самотеком, без всякого насоса.

Недолго думая, оборудовал фонтан. Красота! Друзья приезжают и не нарадуются. – Когда и как надумали пойти в артисты? – Вот в том первом своем дворе и надумал...

Мой дед любил петь. Я играл на баяне, соседи плясали, а дед сидел рядом и обеспечивал вокальную часть. Постепенно нас стали приглашать вести свадьбы.

Потому что в нашем с дедом репертуаре имелись и «цыганочка», и военные песни, и русские застольные – на любой вкус. Часто к нам присоединялась бабушка, которая тоже пела великолепно.

Все это, так сказать, поэзия послевоенного времени... Но была и проза.

В нашем дворе жили люди, прошедшие через тюрьмы и лагеря. Некоторым из них пришлось хлебнуть тюремного лиха сразу после революции.

Они рассказывали мальчишкам о событиях, которые происходили на Пресне еще в 1905-м и участниками которых они были. – Ваше первое прикосновение к театру? – Однажды попал в Театр оперетты. Восторг – неописуемый!

После спектакля накупил пластинок Марио Ланца, Карузо, Георга Отса... Дома втихаря включал патефон и пел вместе с великими мастерами.

К примеру, выучил арию «Мистера Икса». Догадываюсь, на что в то время было похоже мое пение, но двор слушал с утра до вечера.

Когда поешь арию вместе с Карузо, то и рыдаешь вместе с ним, – такое открытие я сделал, еще будучи пацаном. Ощутил, одним словом, мощь искусства.

Душа замирала, резонировала, вибрировала в предчувствии чего-то грандиозного. Все казалось очень родным.

Вниз по Волге вместе с философами жизни – И вы, конечно же, решили поступить в Большой театр? – Иронизируете? А я ведь и правда поначалу мечтал об этом.

Хотел быть оперным певцом. Но параллельно зачитывался Джеком Лондоном. Меня манили дальние острова, приключения.

Сидя в квартире на Пресне, не переставал бредить странствиями, меня потрясали жизнеописания Шаляпина и Горького, путешествовавших по Волге. И вот в один прекрасный день я отправился вниз по матушке по Волге в сторону Астрахани...

На баржах, пароходах. Денег-то не было! Но я пел песни, люди меня за это кормили и поили. Путешествовал среди бродяг и священников, фронтовиков и крестьян.

Это были «мои университеты», которые многое открыли. Сколько среди случайных попутчиков оказалось потрясающих философов жизни!

Добравшись, в конце концов, до Астрахани, попал вместе с матросом-шведом на арбузные бахчи. Именно на Волге раскрылся мне колоссальный пласт культуры – мир поющих, танцующих, философствующих людей. – Александр Александрович, в вашей квартире на стенах висят эскизы старого Петербурга... – А это – память о тех временах, когда я был...

Алексашкой Меншиковым в картине «Черный принц. Светлый ангел». Там работали Настя Волочкова, Роман Чхеидзе.

Юра Цурило (исполнитель главной роли в картине «Хрусталев, машину!») играл Петра I, а я – Меншикова. Режиссер Анатолий Иванов снимал фильм в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Помню, как мы – Петр, Меншиков и свита – стояли на стрелке Васильевского острова, а в Неву входили фрегаты. Год спустя вместе с Михаилом Державиным и Ириной Аллегровой получал орден Петра I (первой степени).

И втайне думал, что царь-плотник, оценив на том свете мои труды в роли его сподвижника Меншикова, решил послать мне этот орден... Скоро выйдет на экраны – Вы ведь еще и кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского, которым вас наградила православная церковь? – Ее представители высоко оценили мое исполнение церковных песнопений.

Я пел с симфоническим оркестром монастырский хорал, ездил по городам и весям. – Давайте вернемся к теме жилья. Как выглядела самая экзотическая квартира, в которой вам приходилось жить? – Это была тюремная камера.

Режиссер, сценарист, продюсер Николай Фомин придумал сюжет для нового музыкального фильма «Амнистия президента», съемки которого мы только что завершили. Это по-настоящему народный фильм, как говорится, комедия и мелодрама в одном флаконе.

По сюжету главный герой Колян оказывается в местах не столь отдаленных. Там же оказывается хор.

На роль «тюремного хора» был приглашен хор Михаила Турецкого. – Уже смешно... – Ребята сыграли прекрасно. Причем сам Турецкий блестяще исполнил роли начальника тюрьмы и приблатненного зэка.

Герой сидит в тюрьме, бежит из нее, а другой герой бежит из союзной республики, и они встречаются в Москве... У каждого интереснейшая судьба.

И мы вместе с ними проходим этап перестройки, эпоху развала страны, период становления новой России. Переживаем еще раз испытания, которые выпали на нашу долю.

Героям фильма удается сохранить человечность во всех трудных ситуациях. В картине заняты Иосиф Кобзон, поэт Андрей Дементьев и много «культовых личностей» бывшего СССР.

Картина получилась музыкальная и ироничная. Звучат такие песни, как «Голуби летят над нашей зоной», «Я люблю тебя, Россия», «Катюша» и «Битва на Курской дуге».

Скоро фильм появится на экранах. 0,7 процента русской избы – Давайте от тюремной камеры вернемся к обычным квартирам.

Какое жилье для себя вы считаете наиболее удобным и комфортным? – В этом вопросе ничего не стану выдумывать, а могу только идти вслед за нашими предками. Ученые, которые занимались поисками оптимальной системы проживания для человека в средней полосе, установили, что нет ничего лучше русской избы с печью – это самая полезная и благоприятная среда обитания.

Поэтому сруб с русской печкой, на которой можно лежать, грея косточки, и является единицей отсчета. Блочный дом по данной системе составляет 0,7 процента от этой «единицы», кирпичный – 0,8.

То есть организм человека лучше всего чувствует себя, когда вокруг – дерево. Когда рядом есть источник сухого тепла.

Когда глаз радуется цветам, а тело и душа ощущают связь с природой. Именно поэтому так люблю бывать на даче.

Коттеджная двухэтажная Америка, в которой я одно время жил и работал, – это то, к чему надо стараться идти. Мне кажется, что нашими новыми русскими была сделана серьезная ошибка, – они потратили большие деньги и отгрохали дома-монстры, жить в которых очень некомфортно.

Замуровать себя в небоскребах – не самый правильный путь. – А непосредственно в избе жить приходилось? – Еще бы! В школьные годы каждое лето ездил к деду и бабке в Сибирь.

Сидел на печи, слушал сказки, которые рассказывала бабушка, – про богатырей, привидения и нечистую силу (она в сибирских лесах по кругу путника водит). О том, как делаются в печи блины и топленое масло, какие пекутся пироги и какая варится каша, знаю не понаслышке!

Дед в ту пору учил меня всему. Первым делом – пахать и боронить, метать зароды.

Помню: солнце еще только всходит, а мы с дедом уже пашем землю. У деда было пятнадцать лошадей, он показал мне, как их нужно чистить и запрягать.

От него я научился сеять, рубить дрова, топить баню, ставить срубы, охотиться, ловить рыбу, кормить кур, гусей и свиней, доить корову, пасти стадо... Как ни странно, почти все эти навыки пригодились потом в очень далекой от земли профессии.

Это же остается навсегда. – Метать зароды – а это что такое? – Зарод – большой стог, от слова «зарождение». А вы когда-нибудь принимали участие в празднике Ивана Купалы?

Я, помню, снимался у Акиро Куросавы в фильме «Дерсу Узала», и под Тувой мы попали на этот праздник. Три дня гуляла вся деревня.

Никогда не видел такой роскоши: танцы, песни, костры, всевозможные обряды, частушки. Все это, оказывается, в нашей деревне есть!

И у меня возникала мысль: «Господи, да какой же я артист? Вот где настоящие артисты-то!».

Я тоже искал цветущий папоротник, прыгал через огонь. И какая-то бабулька объяснила, что все плохое в этот момент в нас сжигается.

В русских языческих обрядах каждое движение имеет смысл. А поиск цветущего папоротника – это же поиск состояния влюбленности, поиск своей мечты, своей судьбы, своей дороги. – Сложно было найти свою дорогу? – Сложно.

Но я искал ее – и нашел! И сейчас думаю: Господи, какое это счастье – заниматься любимым делом!

Знаете, я очень люблю кататься на доске в шторм в океане. И однажды мне открылось: если человек ищет свою волну, то обязательно ее найдет.

Она подхватит и понесет его в нужном направлении на высокой скорости. Но надо уметь ждать!

Так вот, поверите ли, двадцать волн пройдет, прежде чем человек сумеет поймать свою и, взобравшись на гребень, заскользить по ней. Количество наших падений и неудач всегда переходит в качество.

Новое качество мастерства.

16.08.2013.