Протфолио объектов

Олег толкачев: «налог поможет, но проблему не решит»

Сегодня наш собеседник – представитель города Москвы в Совете Федерации, заместитель председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Олег Толкачев. Разговор мы поведем о новых идеях на ниве жилищного строительства, вызревающих в высших эшелонах власти, или уже вызревших и даже реализованных, но продолжающих будоражить общественное мнение.

Прежде всего, нас будут интересовать темы введения дифференцированного налога на недвижимость, создания государственной строительной корпорации и платы за подключение жилья к благам цивилизации. - Олег Михайлович, чтобы хоть как-то повысить предложение на рынке, власти с помощью налогов думают заставить владельцев второй, третьей и так далее квартир избавиться от излишков. Насколько, по-вашему, это эффективно? – Речь идет о предполагаемом дифференцированном налоге, который может быть введен либо в отношении собственников двух, трех и более квартир, либо в случае ускоренной (в течение года–двух) перепродажи такого жилья.

Я думаю, что это в целом правильная мера. Она, может быть, даже несколько запоздалая.

Но! При всем том надо ясно видеть цель – для чего это делается. Во всяком случае, исходный мотив заключается отнюдь не в пополнении бюджета.

Цель состоит в том, чтобы как-то повысить предложение для тех, кто в жилье нуждается. Но даже если «избыточные» квартиры и появятся на рынке, существенно они ситуацию не изменят.

И скажу более того: если будет введен этот налог, может оказаться, что просто увеличится стоимость продаж на соответствующую сумму. Налог будет переложен на конечного потребителя.

К тому же способов обходить его достаточно. Подлинное решение вопроса в ином. Нужно больше строить. На рынке должны быть выбор товара и отсутствие монополии.

Ведь смысл в том, чтобы сделать рынок жилья доступным для большинства населения. А эта доступность определяется, прежде всего, объемом строительства.

Если жилья на рынке нет, если оно не строится, или мало строится, то с какими деньгами ни приходи, ты все равно ничего не купишь, потому что ничего нет. Поэтому если отвечать коротко: «да» или «нет» такому налогу, то я скажу «да».

Однако ответ на более широкий вопрос, приведет ли это к решению проблемы, к устранению дефицита, будет отрицательным. Все дело в дефиците? – Итак, вы считаете налог логичным.

Но риэлторы спрашивают: человек вложил деньги в недвижимость – плати налог, вложил те же деньги в банк – получи доход, где же тут логика? – Логика простая. Дефицита в оказании банковских услуг нет.

А в отношении жилья наблюдается острый дефицит. В этом и состоит разница.

И смысл налога в том, чтобы ограничить вымывание товара с рынка. – Говорят, что больнее всего этот налог ударит по гражданам, которые получили жилье в наследство и вынуждены его некоторое время «передерживать», пока не подрастут дети, чтобы их туда поселить. – Ничего по ним не ударит. Оформить жилье в собственность ребенка вы можете в любом возрасте.

Пусть ему 2–3 года, проблем никаких нет. Другое дело, что ребенок не может там один жить, но этого никто и не требует.

Оплачивать расходы, очевидно, будут родители, попечители, опекуны. Такая площадь не пустует. Ее используют, сдают в аренду и на этом зарабатывают.

Разумная величина – Риэлторы опасаются, что исчезновение вторых–третьих квартир из-за дифференцированного налога подорвет рынок аренды жилья. – Все зависит от величины налога. Когда налог разумен, то ничего он не подрывает.

Если же он принимает гипертрофированные формы, грубо говоря, 50% с вашего дохода, тогда действительно, либо эта деятельность вообще уйдет с рынка, либо начнут процветать обходные схемы. Значит, налог должен быть таким по величине, чтобы не губить рынок и не уводить его в тень.

Это зависит от мудрости законодателя. Причем неверно считать, что, к примеру, 6% налога никого не остановят, а уже при 7% все поголовно бросят вкладываться в недвижимость.

Налог – не шлагбаум, который однозначно запрещает или разрешает движение. Налог – это довольно плавный регулятор, с помощью которого государство устанавливает желаемые пропорции протекающих процессов.

О корпорации строительных инвестиций – Коснемся другой темы. Недавно Минрегионом была выдвинута довольно спорная идея создания государственной корпорации строительных инвестиций.

Не исключено, что корпорация напрямую за бюджетные деньги начнет строить жилье и продавать его по фиксированным ценам. Это реально? – У меня сложное к этому отношение.

Попробую объяснить его на примере с ипотекой, потому что он уже хорошо осязаем. Год–два назад Герман Греф объявил, что к 2010 году мы будем выдавать 1 млн. ипотечных кредитов в год.

А я задаюсь вопросами: cможем ли мы каждый год находить миллион человек, способных купить жилье по нынешним ценам даже в кредит? И где этот миллион квартир, который люди купят на кредиты?

И где необходимое снижение ставок? Чтобы миллион кредитов был выдан, необходимо наличие сверстанной программы и ответственных за исполнение.

Должно быть известно, каков взнос в этот миллион каждого региона. А дальше под этой цифрой должен подписаться губернатор.

Он должен заявить, что понимает, откуда возьмутся необходимые квартиры, банки и гаранты, и где люди получат соответствующие доходы. Когда это все будет сверстано, тогда можно сказать: да, эта цифра в 1 млн. кредитов реальна.

Будет ясно, как она распределилась по всей стране, и кто отвечает за каждое слагаемое в сумме. Абсолютно то же самое с государственной корпорацией.

В целом я «за». Идея шикарная. Только хорошо бы понять, как это все будет реализовано на местах.

Не мною сказано: законы – святы, да исполнители – лихие супостаты. Если бы от создания этого инструмента рынок задышал, задвигался, то я был бы первым, кто этому аплодировал.

Но боюсь, не получилось бы так, что агентство создадим, а какими силами, на каких участках, из чего и для кого оно будет строить, не продумаем. И ни с кого за это не спросим, и в очередной раз ответственные окажутся фигурами умолчания.

Пора дать ответ – И последняя тема: введение (или многократное, до 40 тыс. руб. за квт мощности, повышение) платы за подключение новых жилых домов к электроэнергии. Как к этому относиться? – Начну с того, что это не идея, а состоявшийся факт.

Причина понятна: дефицит энергомощностей. Теперь можно обсуждать, много или мало повысили, но правильнее поинтересоваться истоками произошедшего.

Все предельно просто: многие годы никто не вкладывал инвестиций в развитие энергетики. Классическое объяснение – нет денег.

Тем не менее, в месячном тарифе на электроэнергию есть инвестиционная составляющая. Примерно 25–27% денег предназначены для инвестирования, для развития отрасли.

Их получателем значится акционерная компания РАО «ЕЭС». Хотелось бы увидеть, что обновлено на эти деньги.

Либо, если они не потрачены, то встает вопрос о соответствующем увеличении уставного капитала и выпуске дополнительного числа акций для тех, кто этот капитал внес. Если нет ни того, ни другого, значит, деньги потрачены не целевым образом.

В связи с распространением очередных страшилок о зимних отключениях возникает естественный вопрос к команде Чубайса: вы уже около 10 лет у руля, дайте ответ, куда идет инвестиционная часть тарифа, почему у вас нет денег. А если они есть, то когда появятся новые мощности?

Сейчас город подходит к состоянию, когда любую лампочку включить – гони монету. Поэтому в моем представлении проблема состоит не в сборе денег за подключение.

Вопрос в том, чтобы показать, куда они пошли! Причем меня не устраивает, когда мне, не моргнув глазом, отвечают: хочешь прозрачности – пожалуйста, моя зарплата составляет 2,5 млн. долларов в год.

Надо, чтобы эти деньги эффективно работали, а не проедались. Собираете вы абонентную плату и в нее включаете инвестиционную составляющую – добро.

Берете деньги за подключение – добро! Но покажите на деле, как вы наращиваете мощности. Пока одни только разговоры.

А ответственности нет.

18.08.2013.