Протфолио объектов

Расшифровка для обывателя

На минувшей неделе в рамках «правительственного часа» перед депутатами Госдумы с информацией выступил министр регионального развития Виктор Басаргин. Отчет звучал если не бравурно, то весьма оптимистично: работа кипит, дела продвигаются успешно, облаков на горизонте не видно.

Барьеры ниже, но ямы глубже Традиционно отчеты подобного рода строятся по классической схеме: сначала – о проделанной работе и имеющихся достижениях, затем об отдельных все еще встречающихся недостатках и, наконец, о задачах на перспективу. Завершается выступление, как правило, выражением непоколебимой уверенности в решении поставленных задач.

В данном случае министр не одолел всей хорошо проторенной до него тропы и ограничился лишь первым этапом – перечислением осуществленных мероприятий и имеющихся достижений. А продолжить было чем, поскольку проблем в жилищной сфере хватает.

Тема строительного комплекса превалировала на правительственном часе – по времени ей было уделено три четверти доклада. Начал министр с перечисления шагов по устранению административных барьеров.

По его словам, внесенные в Градостроительный кодекс изменения сократили срок разработки проектных документов территориального планирования и сбора исходной информации до четырех месяцев. Ранее на это требовалось до года и более. «Чтобы унять административный зуд, мы установили закрытый перечень административных процедур, четко их регламентировали, заложили основы для создания негосударственной экспертизы проектной документации, сняли ограничения по отнесению проектной документации к проектам повторного применения.

Министерством установлены возможности для выполнения отдельных видов подготовительных работ до выдачи разрешения на строительство», – перечислял министр. Список мер внушительный.

А результат? Общение с застройщиками показывает, что они как жаловались на бюрократическую волокиту при оформлении разрешительной документации, так и продолжают жаловаться.

Ничуть не меньше, чем до этого. Министра попытался поддержать председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, категорически не согласившийся с оценкой Всемирного банка, будто у нас чуть ли не самые высокие административные барьеры.

Депутат заявил, что на уровне федерального законодательства Дума совместно с Минрегионразития сняла все административные барьеры, и элегантно спустил проблему этажом ниже – на региональный уровень: это субъекты Федерации в своих законодательных и нормативных актах выдвигают совершенно необоснованные и зачастую противоречащие градостроительному кодексу требования. Законодатель не заметил при этом, как своими словами косвенно подтвердил оценку Всемирного банка.

Все хорошо, а жилья нет Лишь к середине доклада министр подошел к главному – объемам жилищного строительства. Здесь В. Басаргин оказался скуп на слова: «В январе – мае текущего года, по данным Росстата, ввод жилья составил 15,3 млн кв. метров.

Чуть ниже плановых заданий. Это соответствует общемировым посткризисным тенденциям». И все, точка.

Хотя тенденция к спаду объемов строительства наблюдается не первый год, она весьма устойчива и тревожна. Ввод жилья ниже не только плановых заданий, но и хуже прошлогоднего.

Что же до объяснения, то история знает примеры, когда вопреки мировым «посткризисным тенденциям» прирост промышленного производства в отдельно взятой стране достигал 30 процентов. Правда, чуть ниже министр отметил, что темпы восстановления докризисных объемов ипотечного кредитования позволяют рассчитывать на рост объемов ввода в краткосрочной перспективе.

Но на сей счет есть и другие мнения. В начале июня президент Ассоциации строителей России Николай Кошман на одном из форумов по-военному кратко и резко спрогнозировал продолжение стагнации в строительстве: «Объемы строительства падают, и это сохранится до 2012 года».

Ипотека вместо квартир Более развернутым доклад был в отношении ипотеки. Всего, по словам Виктора Федоровича, в текущем году уже выдано 74 226 ипотечных кредитов на общую сумму 103,3 млрд рублей, что в 1,8 раза выше в количественном выражении, чем в прошлом году, и в 2,1 раза – по объемам финансирования.

Средневзвешенная ставка составляет 12,4 процента. Наблюдательным советом Внешэкономбанка одобрено использование ресурсов в сумме до 50 млрд рублей в целях стимулирования строительства доступного жилья в российских регионах, в том числе малоэтажного.

Развиваются специальные кредитные предложения: военная ипотека, кредитование банков, выдающих ипотечные займы на строительство и приобретение жилья в рамках программы «Стимул», где ставка 7–9 процентов годовых. «В 2011 году ставки по ипотеке в России, возможно, будут самыми низкими из когда-либо предлагавшихся на этом рынке», – высказал предположение Басаргин. Никто не спорит, кредитование – дело нужное.

Однако никакая ипотека не заменит роста объемов строительства. Безусловно, она повышает спрос.

Но до сих пор этот спрос в нашей стране выливается по преимуществу в поддержание неоправданно высоких цен на жилье, а не в повышение числа новостроек. И не видно, что в обозримом будущем ситуация изменится.

По ходу выступления министр отметил: мощным фактором стимулирования спроса на рынке недвижимости остается исполнение принятых государством обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Главное здесь – обеспечение ветеранов Великой Отечественной.

Из федерального бюджета на эти цели выделено 195,2 млрд. Всего на 1 июня 2011 года обеспечено жильем свыше 169 тысяч ветеранов.

Поддержка участникам войны оказывается по нынешним временам действительно беспрецедентная и крайне необходимая. Но и тут не обходится без проблем.

Нередки случаи, когда отказывают старикам, проживающим в халупах с «удобствами» на улице, только потому, что у них больше 10 кв. метров на человека. При этом, по сути, сарай зачисляется в разряд благоустроенного жилья.

Как считает депутат Галина Хованская, коль скоро деньги федеральные, то необходимы и федеральные стандарты благоустройства жилья для ветеранов. Конечно, в этом случае потребуются дополнительные средства.

Где их взять – большой вопрос. Вот его бы, наверное, и стоило поднять министру.

Дольщики устали от обещаний Виктор Басаргин сообщил о том, что начата реализация пообъектного графика возведения жилья для обманутых дольщиков. На второй квартал был запланирован ввод более 100 проблемных объектов, свыше 10 тысяч пострадавших граждан-соинвесторов должны получить долгожданное жилье.

Это хорошо, но крайне мало – примерно десятая часть от необходимого, а есть поручение премьера Владимира Путина решить все проблемы дольщиков уже в следующем году. К тому же чем дальше, тем более сложные случаи будут поступать «в обработку».

По некоторым объектам вообще не ясно, как выходить из положения. В частности, это касается объектов Минобороны, которое продолжает отмахиваться от пострадавших.

Взялись за аренду В качестве нового приоритета министерства В. Басаргин представил институт арендного жилья. Сейчас совместно с АИЖК и банками в Калуге и Новосибирске начата реализация первых проектов.

В Чебоксарах ведется работа над созданием арендного жилья с использованием средств регионального бюджета и кредитов Сбербанка. Инициатива полезная, но особо обольщаться ею не стоит, ведь пока она реализуется по преимуществу за счет бюджетных вливаний.

И по этой причине не может получить действительно широкого распространения. Просто в силу того, что никакой бюджет не резиновый.

А привлечь частный капитал к развитию аренды не получается и вряд ли в ближайшее время получится. Он находит себе существенно более выгодное применение.

С другой стороны, арендное жилье по большей части замещает собою социальный наем, поскольку финансирование идет из одного не бездонного кармана. Проживание в этом жилье дороже, чем в социальном.

Таким образом, в решение квартирного вопроса все более вовлекаются сами граждане, и нагрузка на них растет. В принципе это логично (кто может, тот должен по возможности платить за жилье самостоятельно), и лежит в русле рыночных преобразований.

Но предмета для особой гордости здесь не видно. Хотя дело, подчеркнем еще раз, полезное.

Тарифы продолжат ускоренный рост О жилищно-коммунальном хозяйстве министр сказал лишь несколько слов и то под занавес выступления. В разряд достижений Виктор Федорович отнес принятие Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Его исполнение, по словам Басаргина, позволит пресекать злоупотребления со стороны отдельных управляющих компаний и ТСЖ. Еще одно достижение – разработанная министерством новая редакция правил предоставления коммунальных услуг населению.

Попутно оратор заметил, что отопительный период 2010–2011 годов прошел более устойчиво, чем прежде, и в целом аварийность и число инцидентов были сокращены практически в два раза. Со своей стороны заметим, что оба упомянутых документа вызвали серьезную критику значительной части заинтересованной общественности, и надо еще посмотреть, насколько их практическая реализация изменит ситуацию в ЖКХ.

А если изменит, то в какую сторону. К сожалению, в своем выступлении министр обошел молчанием самую жгучую проблему ЖКХ – тарифную.

Ему напомнили о ней своими вопросами депутаты, указав, в частности, на поручение премьера В. Путина профильным министерствам рассмотреть возможность ограничения роста тарифов уровнем прогнозируемой инфляции. А заодно поинтересовались прогнозами министерства в отношении роста тарифов в 2012 году.

Басаргин ответил, что ведомством разработана методика определения предельных индексов тарифообразования. Основным критерием повышения тарифов в ней определена доступность для населения (иными словами по принципу: брать с людей столько, сколько можно взять).

Ограничить рост тарифов уровнем инфляции, которая прогнозируется на следующий год в пределах 6,5–7,5 процента, с позиции министерства сложно. Потому что отрасль до этого периода якобы была серьезно недофинансирована.

В ведомстве сделали свои расчеты и предлагают установить повышение тарифов в размере 10 процентов. То есть опять в полтора раза выше инфляции.

Что же касается тезиса о «недофинансировании», то он повторяется уже столько лет, что не выдерживает никакой критики. Вот такой полезный обмен мнениями состоялся на прошлой неделе в Госдуме.

Никакого обязывающего к чему бы то ни было документа в подобных случаях не принимается. У нас такая добрая традиция: поговорили и разошлись.

16.08.2013.