Протфолио объектов

Последний - решительный

Готовится новое распоряжение мэра по развитию жилищного самоуправления.Последнее заседание Координационного совета при правительстве Москвы по вопросам жилищного самоуправления продолжалось недолго, менее часа, было заслушано только два выступления (впрочем, весьма содержательных) – префекта Юго-Восточного административного округа Владимира Зотова и главы управы района «Братеево» (Южный округ) Михаила Рыбальченко.И тем не менее прошедшую встречу можно назвать самой важной за последнее время: проект распоряжения был составлен на основе всех предыдущих совещаний, он вобрал в себя практически все самые острые вопросы, которые стоят перед общественными жилищными союзами. Название документа примечательно: «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения».

Правда, слова насчет «интересов населения» излишни: другой цели у реформы нет. Проект раздали собравшимся и просили в течение недели внести окончательные поправки.Первое же знакомство с проектом убеждает: ничего принципиально нового в сравнении с тем, что говорилось все предыдущие шесть с лишним лет (а именно столько прошло со дня принятия федерального закона о ТСЖ) в нем нет.

Более того, по сути, все его пункты есть в основном пересказ Программы по развитию жилищного самоуправления, родившейся в недрах Департамента муниципального жилья и жилищной политики и утвержденной правительством Москвы. Ну что ж, ничего нового и не надо изобретать.

Надо выполнять уже имеющиеся распоряжения и рекомендации. И в тоже время сейчас, когда мэр города взял лично под свой контроль создание общественных жилищных союзов, подобный им директивный документ, необходим как никогда.Правда, есть одно существенное отличие этого документа от прежних: в нем речь идет не только о собственниках жилья, а о жителях вообще.

А потому «товарищества» заменены интегральной формулой: «объединения граждан в жилищной сфере». Это вызывает немало вопросов: если для собственников существуют какие-то правовые нормы (в части управления жильем), то для нанимателей подобных юридических актов нет.

Их еще предстоит разработать. Впрочем, за этим дело не станет.

Главное, чтобы не получилось, что новые нормы будут регулировать то, чего нет.На что же акцентирует внимание проект нового распоряжения? Прежде всего на создание специальных административно-управленческих структур на всех уровнях – города, округа, управ, отвечающих за проведение реформы ЖКХ, и, естественно, за деятельность жилищных объединений граждан.

Что касается районных управ, то здесь даже предлагается подготовить предложения по проекту закона города Москвы о передаче им прав представлять в кондоминиумах интересы города – там, где есть его собственность. Хотелось бы, правда, чтобы цепочка замкнулась: собственность города – это муниципальные квартиры, а кто будет выступать от их имени?

Районные работники? Или сами жители таких квартир – в лице их представителей — старших по подъездам, домам?

Это остается неясным.Есть в проекте распоряжения и задание структурам города определить дома, где, собственно, и возможна организация самоуправления, где жильцы готовы за него взяться. Не с этого ли, кстати, надо вообще начинать?

В проекте разграничены товарищества собственников и жилищные товарищества вообще. Очень хорошо.

Практика последних лет показала, что те ТСЖ, которые объединяют состоятельных и малоимущих граждан вместе, по сути, нежизнеспособны. Между прочим, когда-то работа по выявлению потенциальных кондоминиумов проводилась в Центральном административном округе.

Его работники просто ходили по улицам и отмечали, в каких домах больше всего пластиковых окон, около каких преимущественно стоят иномарки. Иными словами, определяли, пусть и по чисто визуальным признакам, где у людей материальный достаток относительно высок.

Для них и предлагалось разрабатывать бизнес-планы, которые затем собирались представить им на суд. Вот, мол, какие у дома расходы, какие доходы, а вы уж решайте сами, создавать ТСЖ или нет.

К сожалению, работа не была доведена до конца. Тем не менее опытом Центрального округа стоило бы поинтересоваться.Есть и такое мнение: делать вообще ставку на вновь строящиеся дома, где все 100 проц. квартир покупаются гражданами.

То есть на людей, заведомо хорошо обеспеченных. И в этом смысле очень важен пункт, обращенный к Департаменту инвестиционных программ, а также другим структурам города о формировании кондоминиумов в домах перспективной застройки.

Если люди заранее будут знать, какой собственностью они станут распоряжаться, сами начнут формировать ее (жилой дом – раз, платная стоянка – два, прачечная – три, и еще — три, четыре, пять: все наше!), если посчитают выгоду от всего этого, их и уговаривать не надо. Сами запросятся в товарищество.И наконец еще один пункт проекта — подчеркиваем, не документа, а проекта — больной, выстраданный: «не допускать отчуждения объектов общего имущества (общей долевой собственности) в жилых домах».

Делается еще одна попытка заставить имущественный департамент отказаться от практики продавать или сдавать в аренду помещения, которые в принципе не могут ни продаваться, ни сдаваться — технические подвалы, холлы и даже щитовые. Все существующие до сих пор нормативные акты оказались бессильны. Посмотрим.Исаак Глан

Похожие записи:
  1. парламентарий

16.08.2013.