Протфолио объектов

Ключ к реформе самоуправление жильцов начнется в конце года

До конца этого года должны появиться правовые нормативные документы, которые, наконец, определят место общественных объединений жильцов в общей системе городского хозяйства, дадут им значительно большие права, нежели те, что они имеют сейчас. Об этом говорится в распоряжении мэра Москвы Юрия Лужкова «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения» (№ 275 от 13 мая 2002 года).

Мы попросили прокомментировать документ начальника Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда Департамента жилищной политики и жилищного фонда Виталия Акимкина. Домкомы возрождаются Обращу ваше внимание на то, что впервые слово «товарищество» упоминается без прибавления «собственники».

То есть, речь идет о жилищных союзах, которые объединяют не только владельцев жилья, но и нанимателей. Именно о таком подходе настоятельно говорил все последние месяцы мэр города Юрий Лужков, который, кстати, возглавляет Координационный совет по самоуправлению граждан в жилищной сфере.

И это понятно. Существующие правовые акты в основном регулируют деятельность объединений собственников жилья. Но в Москве собственников примерно половина.

Другая половина – наниматели. Зачем же выключать их из процесса реформирования ЖКХ?

Итак, кроме товариществ собственников жилья необходимы домкомы и территориальные общины. Права и возможности у них разные.

Объединения собственников – это высшая форма общественного жилищного самоуправления, ибо только они вправе распоряжаться своим жильем, своей собственностью. Но имуществом не обязательно распоряжаться, можно им просто управлять: быть заказчиком жилищно-коммунальных услуг, контролером их качества.

Не мешайте нам работать! Сегодня в городе несколько десятков территориальных общин.

Созданы они на основании закона города Москвы «О территориальном общественном самоуправлении», вышедшем в 1996 году. Занимаются общины главным образом благотворительной работой и благоустройством, однако полномочий у них немного, ибо сам закон ни к чему не обязывает стороны: ни жильцов, ни город.

Значительно больше возможностей (но не прав!) у домкомов, которые ближе к товариществам: занимаются, в основном, делами дома. Полномочия домкомов очерчены правоустанавливающими документами еще 60-х и 70-х годов.

Никто их не отменял, но к нынешней жизни они явно не имеют никакого отношения. Необходимы новые нормативные акты, нужен закон о домкомах.

Тем не менее, люди – собственники ли, наниматели ли – стремятся объединиться в союзы, чтобы защитить свои права, на равных разговаривать с обслуживающими организациями. Пока такого нет.

Приведу личный пример. Живу в районе «Басманный».

Верхний этаж старого дома. Зимой дворники начинают сбрасывать снег, скалывать лед. Кровля повреждается.

Ее ремонтируют, но ненадолго. Скоро все повторяется, на потолке вновь разводы. Что делают в таком случае жильцы?

Что сделал я? Пошел в свой ГРЭП. Встретили меня, как докучного посетителя. Заплатили за проживание?

Остальное не ваше дело. Сами знаем, как работать.

В очередной раз ушел ни с чем. Домовые союзы – товарищества собственников, просто товарищества – призваны изменить эту ненормальную ситуацию.

Главный рычаг – финансовый. Жильцы рублем должны воздействовать на эксплуатационные службы, сами участвовать в их подборе. Дать им такие полномочия должен город.

Сейчас и разрабатываются документы, расширяющие права жильцов. Не хочу в товарищество Вернусь к ТСЖ.

Для них-то – в отличие от объединений нанимателей – законы существуют. Но они не работают.

Причины разные – и несовершенство самих документов, и противоречия, которые сопровождают нарождающиеся в стране собственнические отношения. Федеральный закон о ТСЖ появился еще в 1996 году, когда еще никто толком не знал, как разграничить полномочия общественных и городских организаций, как люди вообще должны управлять своим недвижимым имуществом.

Закон нуждается в существенной доработке, и сейчас такие предложения готовятся. А возьмите отношение к товариществам.

Иначе, как дискриминационным, его не назовешь. Стоит создать в доме ТСЖ, как уменьшаются дотации города на обслуживание.

Логика проста: взялись сами управлять, вот и платите из своего кармана. А то, что граждане перекладывают на себя часть забот, снимая их с города, это во внимание не принимается.

Товарищества почему-то считаются «коммерческими организациями», а значит, им повышают – и порой в десятки раз! – ставки за услуги коммунальных организаций: диспетчерских, аварийных служб. И потому товарищества боятся переходить на самоуправление, и даже распадаются.

Общественным объединениям жильцов надо обеспечить «принцип наибольшего благоприятствования». Над этим сейчас работаем. Работает ли собственность?

Особая тема – нежилые помещения. Получить право распоряжаться ими, да и просто управлять нелегко.

Надо потратить немало сил и нервов, заручиться высокими документами (иногда специальным постановлением правительства Москвы!), чтобы Департамент государственного и муниципального имущества отдал их жильцам. Почему так?

Не хотят чиновники делиться властью? Не понимают всех преимуществ жилищного самоуправления?

Честно говоря, я против таких огульных обвинений. Да, имущественный департамент – прижимистая организация.

Не очень охотно расстается со своим (городским) имуществом. Ведь задача департамента – сделать так, чтобы городская собственность приносила городу максимальную пользу.

Когда он сам сдает или продает помещения, но наверняка знает, какую выгоду от этого получит город. А обеспечит ли ее товарищество – это еще вопрос.

Ни контроля, ни полной ясности, как и на что будут расходоваться деньги. Возьмем старый дом и новостройку.

В том и другом созданы товарищества. Оба имеют право на свободные от обязательств нежилые помещения, как, впрочем, и обязанность вырученные за их аренду деньги, использовать исключительно на ремонт и обслуживание строений.

Но ведь подход должен быть дифференцированный: в первом случае, – когда здание изношенное, денег нужно больше, во втором – меньше. А существующее законодательство этого не учитывает.

Будь соответствующие расчеты, имейся грамотный бизнес-план, думается, что и владелец городской собственности был бы сговорчивее. Образованию ТСЖ должна предшествовать четкая экономическая программа будущей их деятельности, в том числе и в использовании государственного имущества.

Сейчас разрабатываются принципы создания таких бизнес-планов. Ждать осталось недолго Итак, нужна современная законодательная база, учитывающая все реалии сегодняшнего дня, дающая больше прав жилищным союзам, но и строже взыскивающая с них.

Необходима серьезная работа по инвентаризацию всех нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность товариществ собственников жилья и других объединений граждан в жилищной сфере. Таких актов множество, и в то же время не хватает.

А из существующих многие устарели, часть противоречит друг другу. Иными словами, необходимо выработать новую правовую основу деятельности товариществ жильцов с тем, чтобы «расшить» узкие места, создать более привлекательные стимулы для жильцов к объединению.

Этим наш департамент сейчас и занимается. Проекты основных документов предполагается подготовить уже к сентябрю этого года.

После обсуждения на Координационном совете они будут вынесены на заседание правительства, посвященного жилищному самоуправлению, которое намечено на декабрь. Будет надежная и работающая правовая база, учитывающая, как интересы города, так и жителей – тогда появится больше домкомов и товариществ собственников жилья.

А жилищное самоуправление из лозунгов и призывов станет фактором городской жизни.

18.08.2013.