Протфолио объектов

Из любви к искусству

Из любви к искусствуПервые годы и десятилетие после создания музея его часто называли уникальным. Это трудно оспорить: действительно, нигде в мире больше не существует собрания домов Нижегородского Поволжья.

Но, по мере расширения наших представлений о мире и музеях, стало очевидным, что народы Нижегородского Поволжья не в силах разобраться, нужен ли им этот музей или и так сойдёт. Разумеется, сомневаться в необходимости сохранения экспонатов, представляющих научный и историко-культурный интерес, недопустимо.

Однако, например, во время визита на хутор в конце прошлого года, губернатор Шанцев высказал предположение о замене гнилых памятников крепким новоделом.Однако вопрос, что сохранять и как развиваться, не из разряда сугубо «технических». Но, как показало обсуждение на круглом столе, работники культуры больше склонны к обсуждению именно рабочих моментов.

Между тем наладить регулярное транспортное сообщение с хутором не удаётся все 35 лет существования музея потому, что нет постоянного потока посетителей – только разовые нашествия на обрядовые праздники.Когда спрашиваешь сотрудников, есть ли у музея концепция, получаешь в ответ рассказ о разработке фирмы «Этнос» 2004 года, принятой и утвержденной, но не продвинувшейся в реализации ни на шаг. Хотя концепция проектирования и концепция развития музея – вещи хоть и близкие, но принципиально разные.

Одна предполагает объяснение архитектурного проекта с планировочными решениями по размещению отдельных зон и музейных объектов. Другая – обоснование смысла его существования и непохожести на другие подобные музеи, число которых множится с каждым днём.На взгляд гостя конференции Владимира Любимова, директора музея «Малые Корелы» в Архангельске, положение Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья удручающее.

Местные специалисты объясняют это исключительно тем, что музей на Щелоковском хуторе является филиалом Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Любая инициатива не получает поддержки: всё, что зарабатывает филиал, идёт в общий бюджет, а общий бюджет приоритетно тратится на реставрацию дома Рукавишниковых на Верхневолжской набережной – здания краеведческого музея, вычеркнутого из жизни города больше полутора десятилетий.

Получается, что нынешние сотрудники Щелоковского хутора занимаются своим делом исключительно «из любви к искусству». Но они не в силах что-либо изменить.

Два субботника в год – вот и всё, что может обеспечить заповедник в помощь своему филиалу.Однако, во время того же обсуждения за круглым столом, оказалось, что на субботник по приведению территории музея в порядок готовы выйти, например, сотрудники областного департамента по охране культурного наследия. Кроме того, в ходе разговора стало ясно, что помимо чиновничьих подходов – наказать или поощрить – музею требуется независимая креативная энергия.

Несмотря на то, что повсюду люди ткали, рубили, сеяли и жали, в каждом отдельном музее эта информация окрашена своими чувствами. Все дома – деревянные. Но, как отметил тот же гость из Архангельска, такой резьбы, как в Нижегородском Поволжье, нет больше нигде.Ирина Копьёва

18.08.2013.