Гаражная проблема нижнего новгорода
Почти все владельцы автомобилей сегодня оказались в положении постоянных нарушителей. Город сначала строит торговые центры без парковки, а потом эвакуирует автомобили покупателей, которые приткнулись «не там».
Не легче ситуация с гаражами. Машины ночуют во дворах, вытесняя детские площадки и губя зелень.
Но делать-то их владельцам что? По сведениям Нижегородстата, на конец 2012 года на 100 домохозяйств приходилось 56 легковых автомобилей.
По сведениям УГИБДД ГУВД по Нижегородской области в 2013 году уровень автомобилизации в Нижнем Новгороде равен 340 транспортным средствам на 1000 жителей. В четырех районах города уровень автомобилизации превышает общегородской: Нижегородский - 494 машин на 1000 жителей Приокский - 478 машин на 1000 жителей Советский - 407 машин на 1000 жителей Канавинский - 364 машин на 1000 жителей Элементарная арифметика показывает, что 10-этажному дому на 200 квартир требуется минимум 100 парковочных мест.
Во дворе их разместить нереально, разве что заасфальтировать все вокруг. При этом число машин растет: по данным УГИБДД, за 2012 год число легковушек в стране выросло на 6,4%.
Т.е автомобили есть в каждой второй семье, и проблемы гаражей касаются их напрямую. А сами эти проблемы, мягко говоря, сложны и трудно решаемы.
С точки зрения риэлторов Не каждый гараж, не каждое парковочное место можно продать. И не каждый гараж нижегородцы готовы купить.
Спросом, по мнению специалистов, пользуются: чаще гаражи, чем подземные парковки. Потому что гаражом можно пользоваться как сараем, как погребом, как ремонтной мастерской и пр.
Гаражи и парковки в шаговой доступности. Гараж, даже просторный и удобный, но в другом районе, уже не нужен.
И место на подземной парковке желательно иметь в своем доме, а не в соседнем. Гаражи с оформленным правом собственности.
Наши земляки стали грамотными, они понимают, что без документов приобретают лишь право «на воздух»: ни подарить, ни продать, ни оставить в наследство такой гараж нельзя. Более того, если суд признает его самовольным строением, гараж придется снести.
Есть еще один нюанс, с которым многие уже осведомлены. Дело в том, что подземные парковки в большинстве случаев оформлены в долевую собственность.
Когда парковка строится, покупатель с застройщиком заключают договор долевого участия, а после окончания строительства покупатель регистрирует право общедолевой собственности. То есть человек владеет не определенным парковочным местом № 12 площадью 10 кв.м, а 1/200 или 12/1500 такой-то площади.
Сособственниками парковки могут быть человек 100. Следовательно, при продаже необходимо получить отказы от всех участников долевой собственности.
Для справки Аренда гаража - от 1500 до 20000 рублей в месяц. Продажа гаража - от 5-10 тысяч рублей (железный) до 800 тысяч рублей (кирпичный).
Продажа машиноместа на подземной парковке - от 450 тысяч до полутора миллионов рублей (теплая парковка на ул. Белинского).
Платная стоянка - около 100 рублей в сутки. С точки зрения застройщиков Застройщики отмечают, что если делать подземные парковки, то они обойдутся довольно дорого - себестоимость находится в районе 700 тысяч рублей за парковочное место (без учета прибыли).
С экономической точки зрения строительство парковок невыгодно. В жилом комплексе «ВеГА» (Советский район) на 3-подъездный дом высотой в 10 и 18 этажей проектом предусмотрено 46 парковочных мест.
Подземный паркинг находится во дворе, одно место стоит 600-800 тыс. руб. И ажиотажного спроса, по нашим сведениям, не наблюдается.
Если семья покупает квартиру в ипотеку, и в планах ремонт квартиры, если у молодой семьи есть машина тысяч за 400, то покупать парковку за 700 ей уже не на что. Выходом могут статьи наземные, легко возводимые конструкции.
Но даже в этом случае срок окупаемости составит около десяти лет. Причина, в том числе, в высокой стоимости земельного участка, выделяемого под строительство.
С точки зрения администрации города По информации департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода, еще в 2006 году постановлением администрации Нижнего Новгорода разработана и утверждена комплексная схема развития и размещения гаражей и стоянок автотранспортных средств. «Схема носит концептуальный характер, конкретные места гаражей и их тип (наземный, подземный и т.п.) определяются при дальнейшем проектировании, т.е. при разработке проектов планировки территорий. Нормативно-правовым актом определены нормы расчета стоянок автомобилей при проектировании и строительстве объектов недвижимости с учетом уровня автомобилизации в городе.
В составе комплексной схемы развития и размещения гаражей и стоянок выполнен расчет количества машиномест в гаражах и на стоянках. Общее количество парковочных мест на 2006 год составило 125 963, т.е.
30% обеспеченности. При этом предусмотрена ликвидация гаражных кооперативов.
Для более эффективного использования земельных участков, занятых на сегодняшний день боксовыми гаражами, планируется строительство многоуровневых паркингов. Местоположение и характеристики паркингов определяются в проектах планировки, разрабатываемых на соответствующую территорию.
В 2011-2012 г.г. рабочая группа, разрабатывающая Концепцию создания в Нижнем Новгороде системы единого городского парковочного пространства, проанализировала территория города и определила земельные участки для строительства паркингов. Предлагаются земельные участки: в районе Лыковой дамбы, в Почаинском овраге, в районе ул.
Яблоневой, в районе Нижегородской канатной дороги. Строительство подземных паркингов предполагается под основными площадями города - пл.М.Горького, пл. Свободы.
На сегодняшний день подобранные территории предлагаются инвесторам, заинтересованным в строительстве паркингов». То есть в Нижнем Новгороде непременно появится система перехватывающих муниципальных парковок с льготным тарифом обслуживания, система многоярусных коммерческих, кооперативных и муниципальных парковок.
И если по поводу отрытых парковок с почасовой оплатой дело сдвинулось, то проблема цивилизованного ночлега для машин пока остается вне зоны влияния города. По крайней мере, на сайте администрации Нижнего Новгорода указано, что в 2013 году запланированы только проектные работы по строительству многоярусной стоянки автомобильного транспорта в районе Почаинского оврага, по ул.
Рождественской, у дома № 38, а также по ул. Цветочной (Приокский район).
С точки зрения юриста Елена Никоненкова, заместитель директора консалтинговой и юридической фирмы ООО «Прецедент», поясняет: - Что касается точной цифры количества гаражей на территории Н.Новгорода - то ее нет, не было и не будет по одной простой причине, - объясняет Елена Валерьевна. - В советские времена частной собственности юридически не существовало, и государство предоставляло участки в постоянное бессрочное пользование предприятиям, институтам и прочим учреждениям, чтобы те раздавали их для удовлетворения нужд граждан. И когда в современной действительности стали смотреть на то, что межевали в 80-х-90-х годах, выяснилось несколько обескураживающих фактов.
Во-первых, территории гаражных кооперативов слабо соотносятся с первоначальными координатами на местности, поскольку, если в те годы предприятию выделялись, например, 2 гектара из совхоза Новинки под сады, то никто эти 2 гектара не закреплял на местности. Также никто не закреплял на местности земельные участки, выделяемые под гаражи.
Во-вторых, под гаражный кооператив могли выделить, допустим, 0,2 гектара, а сейчас он разросся до 2-х гектар. А это значит, что право собственности могут закрепить только те граждане, чьи гаражи находятся на 0,2 га, которые выделялись изначально, а остальные свое право теряют, несмотря на то, что ими выплачены все паи.
В-третьих, город развивается, и часть гаражей оказалась на таких территориях, которые по действующему законодательству в принципе не могут быть предоставлены под гаражи. Это может быть отводная полоса дорог, отводная полоса железной дороги, эстакады, места, относятся к территории красных линий.
Это может быть земля, не предназначенная для гаражного строительства. В-четвертых, есть проблемы с документы, которые выдавали гражданам.
Когда государство выделяло предприятию участок для бессрочного пользования, предприятие выносило приказ о создании гаражного кооператива и предоставляло ему земельный участок под размещение. Хорошо, если сохранился список граждан, которым выделялся участок, а если гаражным вопросом занимались профкомы, то после них во многих случаях не осталось никаких документов.
Иногда есть квиточек об оплате членских взносов, иногда список участников кооператива и в самом лучшем случае есть решение экспертного совета о выделении земельного участка, хотя этот совет и был неполномочным органом для распоряжения землей. Поскольку земельный участок самому гаражно-строительному кооперативу (ГСК) никогда не выделялся, а выделялся исключительно предприятию, то возникает вопрос: на каком основании там стоят гаражи.
Ведь на сегодняшний день то предприятие а) могло обанкротиться, 6) уже закрепить границы земельных участков на текущем земельном праве и в) вообще кануть в небытие со всеми документами. В итоге владельцы гаражей оказались в неравноценном положении.
Единицы, у которых документы были оформлены действительно надлежащим образом, смогли оформить свои права на земельный участок под гаражом. Повезло и тем, кто обратился в суды лет 5 назад, когда суд не привязывался к фактическим границам, а признавал право собственности на основании опроса свидетелей.
Сейчас, когда город стал интересоваться землей, все изменилось. Многие кооперативы оказались в патовой ситуации: оформить право собственности на гараж либо сложно, либо невозможно.
Недавно мы столкнулись с тем, что в одном из ГСК Росреестр оформляет право собственности на гаражи с №40 по №100, а все остальные признаются самовольными строениям. Зарегистрировать их невозможно, невзирая на то, что у всех есть решения экспертного совета, все они владеют гаражами с 90-х годов, все платят членские взносы.
В любой момент их могут попросить с занимаемого места. А поскольку их гаражи признаны самовольными строениями, обяжут снести их, либо взыщут средства, затраченные на снос.
Ситуация сложная, и касается она каждого четвертого гаражного кооператива. Да и при наличии надлежащих документов на строения, чтобы закрепить свои права, членам кооператива нужно оформить землю в долевую собственность, то есть 600-700 человек должны практически одновременно обратиться с заявлением о предоставлении им доли в земельном участке и оформить свои строения.
Поскольку строения, как правило, носят блочный характер (имеют одну общую стену), то и земельный участок под ними будет неделимым. В ближайшее время послаблений для членов ГСК я не вижу.
Пока город будет так же активно застраиваться, ему невыгодно менять законодательство о самовольных постройках, так как оно служит рычагом для освобождения новых земельных площадок. В некоторых случаях мы рекомендуем владельцам гаражей не будить лихо, пока оно тихо, как это ни печально.
Возможно, никто и не заинтересуется их участком, пока они сами не начнут активно привлекать к нему внимание обращениями в администрацию и суды. Кстати К 2015 году в Нижнем Новгороде будет создано более 3000 платных парковочных мест.
В результате реализации проекта ожидается увеличение пропускной способности муниципальных дорог до 15%. Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов поручил реализовать пилотный проект до конца 2013 года.
В его рамках будут созданы платные парковки общей вместимостью на 250 мест на улице Рождественской, площади Горького и Нижневолжской набережной. Первые адреса уже известны: улица Рождественская от дома №17 до дома №49 (нечетная сторона), улица Пискунова от дома №8 до дома №14 (обе стороны), Нижневолжская набережная у Речного вокзала (напротив домов №15 и 17), площадь Маркина напротив домов №3 и 5, площадь Горького между домами №1 и 2, Октябрьская площадь (напротив дома №32 по улице Варварская).
Стоимость одного парковочного места будет составлять в среднем 20-40 рублей в час. Оплату можно будет производить несколькими способами: с помощью смс, платежной системы на смартфоне или через паркоматы.
К организации парковок будут привлекаться средства коммерческих компаний, при этом обслуживание будет осуществляться за счет средств бюджета города и прибыль будет направляться также в городскую казну. Идея актуальная, однако есть у нее и побочные эффекты.
Когда речь идет о прогулке в центр города, о шопинге, о выезде в театр, то все замечательно. Семья может гулять по центру часа 3-4, и стоимость парковки автомобиля в 60-160 рублей не ударит по карману.
Другое дело, если такой парковкой будут пользоваться служащие в будни. При 8-часовом рабочем графике - это минус 160-320 рублей каждый будний день (800-1600 рублей в неделю, 3200-6400 рублей в месяц).
Предполагаем, что администрация города выскажется за то, чтобы все парковки в центре были цивилизованными и платными. Следовательно, через несколько лет найти бесплатную парковку будет почти невозможно.
Как станут действовать в таком случае люди: чиновники, работники банков и офисов, официанты и продавцы? Вариант первый: морщиться, но платить.
Вариант второй: пересаживаться на общественный транспорт. Вариант третий: искать обходные пути.
Т.е. ставить машины на тротуаре, во дворах, у обочины. Какой вариант более реален, и как действовать, чтобы не провоцировать людей на нарушения, наверное, нужно думать уже сейчас.
Елена Шевцова Актуальные темы. Нижегородская недвижимость
18.08.2013.