Протфолио объектов

Фабрика брэндов

Обычно статьи об этом конкурсе начинаются с упоминания ритуального поедания торта, визуально повторяющего (разумеется, в значительно меньших масштабах) форму здания-победителя. Торт, безусловно, важен.

Но идея важнее. Престижный, хотя и неофициальный Дело в том, что «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» - конкурс неофициальный, и единственная награда победителю – признание и народная слава.

Даже торт и тот съедается многочисленной публикой, в том числе и причмокивающими от удовольствия соперниками счастливого лауреата. Рейтинг придумала и воплотила куратор-энтузиаст, журналист по профессии и архитектор по образованию Марина Игнатушко при активной помощи сотрудников Нижегородского филиала Государственного центра современного искусства.

Десять лет назад предполагалось, что это будет одноразовая акция. Однако она прошла с таким оглушительным успехом, что стало понятно – требуется продолжение.

У нижегородского конкурса есть несколько важных особенностей. Он проводится раз в два года: именно таков цикл от создания архитектурного проекта до его реализации.

Оцениваются только готовые здания, поскольку на бумаге можно нарисовать все что угодно, а вот построить дом, тем более в центре города, по признанию лауреата «Рейтинга-2008» Юрия Болгова, если и не подвиг, то дело, требующее титанических усилий. Следовательно, и профессионализма.

Наконец, в отличие от своих официальных собратьев архитектурный смотр в Нижнем Новгороде не определяет ни лучшую работу, ни лучшую мастерскую, ни лучшего зодчего. Он фиксирует популярность зданий, точность выбранных решений, исходя из настроения архитектурных умов здесь и сейчас.

Отбор происходит в два этапа. На первом свой вариант лучшей десятки новостроек предлагает референтная группа нижегородских архитекторов (в этом году голосовало 75 человек, причем некоторые из них давно работают вне Нижнего Новгорода, однако за ситуацией в городе пристально следят).

Шорт-лист определяется по общему количеству набранных зданиями голосов. На втором этапе привлекаются независимые эксперты России и мира, которые и выбирают победителя.

Как правило, выбор дается нелегко. В 2003 году, например, организаторы заказали сразу пять тортов, поскольку разница в баллах была невелика, и мнение каждого члена жюри по поводу лидера меняло расстановку победителей на пьедестале.

Кто-то назвал эту модель «беспристрастно субъективной». Оглядываясь назад, понимаешь, что именно эта профессиональная «субъективность» (архитекторский глаз разглядит и оценит авторскую концепцию вне зависимости от вложенных в строительство средств и использованных материалов) и позволяет Рейтингу быть суперобъективным.

В числе его победителей всегда оказывались те здания, авторы которых потом получали и Госпремии, и призы международных конкурсов. То есть, официальное признание.

Но брэндами в массовом сознании их имена становились все-таки благодаря Рейтингу. Сделано в Нижнем О феномене нижегородской архитектурной школы написано много.

Но факт остается фактом: Рейтинг возможен лишь там, где есть из чего выбирать. И речь, как вы понимаете, не о темпах строительства, но о качестве архитектуры. - Нам каждый раз кажется, что не хватит номинантов, - признается Марина Игнатушко. - Но когда начинается обсуждение, оказывается, что десятки для шорт-листа маловато.

Можно было бы и побольше… Школа – вещь сложная, особенно если ее родоначальника и лидера больше нет. С Александром Харитоновым, «архитектором Божьей милостью и главным архитектором города по службе», Нижний простился в 1999 году.

Но его ученики и соратники остались. Наверное, при Харитонове многое развивалось бы иначе – мощнее, «вкуснее» и харизматичнее.

Однако сторонние наблюдатели, сравнивая региональные нижегородские радости с мировым архитектурным процессом, сегодня в один голос говорят: «Нижний Новгород обладает высокой архитектурной культурой». Пережив кризис постдефолтового затишья, нижегородские архитекторы выстояли, не утеряв ни креативности мышления, ни благородства помыслов.

В суматохе строительного бума, с его клубком нерешенных инженерных, инвестиционных, юридических и иных проблем, они, как и прежде, помнят о контексте. Даже самые смелые проекты реализуются с учетом конкретного места, авторы стараются корректно вписать их в пространство, соотносясь с исторической традицией и ближайшими зданиями-соседями.

Либо с будущими, о которых уже знают архитекторы, но еще неведомо общественности. Иногда общественность устраивает бунт, не доверяя вкусу и профессиональной честности создателей.

Что, конечно, обидно. И «Рейтинг архитектуры» - самый демократичный инструмент, с помощью которого можно грамотно и доходчиво объяснить населению необходимость градостроительных преобразований.

Эх, путь-дорожка Впрочем, неформальный творческий лидер среди нижегородских архитекторов очевиден. Все приемы нижегородской школы в последние годы связывают с именем Евгения Пестова.

Вот и в этот раз мастерская Пестова и Попова оказалась представлена в итоговом шорт-листе сразу тремя постройками. Однако победила элегантная простота и антидекоративность здания «Денди Хамелеон», созданного Юрием Болговым и Александром Гребенниковым.

Комментируя выбор жюри, эксперт Елена Петухова (интернет-проект archi.ru) сказала: - Мне кажется, в Нижнем Новгороде на лицо некий переходный момент. В шорт-листе были представлены здания, которые с полным основанием можно отнести к той нижегородской архитектуре, к которой все привыкли: яркой, неожиданной и радостной.

И в то же время была целая серия зданий, которые, будто бы в пику этой традиции, отказались от использования намеренно китчевых приемов в пользу лаконичного решения. Они сделаны очень просто, но – мастерски.

Не скрываю: я голосовала за здания именно этой серии. Думаю, что они - нижегородская школа завтрашнего дня. - Может быть, нам придется «встроиться» в мировую архитектуру, в так называемый мейнстрим, - вторит эксперту один из авторов здания–победителя Юрий Болгов. - Тем более что сейчас технологии это уже позволяют. - Не потеряет ли Нижний Новгород в погоне за мейнстримом свою уникальность? - Сложный вопрос.

Для Норманна Фостера, например, сегодня не важно, где делать. Важно, что делать.

В мире развита практика «дома-достопримечательности». Компьютеры и строительные технологии позволяют создать такой дом очень быстро.

С другой стороны, мы – нижегородцы, и, конечно же, должны учитывать контекст, как учил Харитонов… Послевкусие Торт как символ и кулинарная интерпретация архитектурного шедевра оказался настолько мощным орудием пропаганды, что однажды случился казус. В 1998 году организаторы провели Рейтинг без торта – обстоятельства (Харитонов был в больнице, дефолтные настроения) не позволяли, - и победитель не был увековечен в сладком артефакте.

В результате сегодня мало кто помнит, что лавры признания тогда снискал ресторан «Макдональдс». А вот воспоминания от архитектуры, подкрепленные вкусовыми ощущениями, остаются где-то на подкорке.

Для архитекторов же торт – возможность цивилизованно выпустить пар конкурентной борьбы. Коллегу-соперника можно не сжирать, достаточно съесть часть его здания!.. Вера Звездова

Похожие записи:
  1. international

16.08.2013.