Протфолио объектов

Берут на пушку, или как на нас пытаются заработать, не прилагая рук

В стремлении заработать много денег нет ничего дурного или предосудительного. Наоборот, оно даже весьма похвально, если реализуется в рамках установленных правил игры и укладывается в понятие здравого смысла.

В русском языке есть масса пословиц и поговорок, типа «как потопаешь, так и полопаешь», пропагандирующих это здоровое стремление. Другое дело, что брызжущий юношеским задором молодой российский капитализм в своих желаниях частенько явно перебирает и начинает путать понятия «заработать» и «развести на деньги».

Второе понятие нашло наглядное проявление, в частности, в деятельности специализированных московских предприятий (полагаю, что не только московских) по установке квартирных приборов учета (КПУ) воды, именуемых в просторечии водосчетчиками. Точнее даже не по установке, а последующему их обслуживанию.

Однако обо всем по порядку. Вот уже несколько лет, как в столице ведется активная кампания (в хорошем смысле слова) по установке водосчетчиков.

Дело это полезное во всех отношениях. Обществу в целом оно дает возможность сохранять все более дефицитный ресурс – чистую пресную воду.

А каждой конкретной семье позволяет весьма прилично сэкономить на коммунальных платежах. Год с небольшим назад я сам установил дома эти счетчики.

Результат таков: до этого я платил за воду около 850 руб. в месяц, после этого – порядка 250 рублей. И это при условии традиционного повышения тарифов.

Конечно, такое резкое снижение платежа – вещь редкая и в данном случае объяснимая тем, что я много времени провожу на даче. Но меня в данном случае интересуют не причины, а результат – мой кошелек стал худеть в три с лишним раза медленнее.

Очевидная эффективность счетчиков привела к тому, что если поначалу их установка «продавливалась» в основном нажимом сверху и продвигалась с трудом, то со временем граждане вошли во вкус и все чаще стали делать это по собственной инициативе. В результате в городе сформировался внушительный бизнес по установке счетчиков.

Занимается им не кто попало, а специализированные компании, имеющие допуск к работам, оказывающим «влияние на безопасность объектов капитального строительства». Мне довелось посетить одну из них, число только офисных сотрудников (в основном приемщиц заказов) насчитывало несколько десятков.

Это не считая непосредственных исполнителей. Работы хватает на всех. Оно и не мудрено.

В Москве порядка 3,5 млн. квартир. Стоимость одной установки начинается от 4 тыс. рублей. Таким образом, объем всего рынка оценивается выше 10 млрд рублей!

И этот объем возобновляется через 4 года, поскольку именно таков гарантийный срок счетчика. Дальше его надо поверять.

Однако уже есть неоднократные сигналы о том, что стоимость поверки почти равна установке нового. Но если нет разницы в цене, то за те же деньги логичнее ставить новый счетчик!

Так многие и поступают. Иными словами, сфера услуг по установке КПУ всегда будет обеспечена работой и деньгами.

Одна из текущих особенностей этого бизнеса состоит в том, что он не просто доходный, но и принципиально новый, а потому правила поведения в нем устанавливаются непосредственно в ходе разворачивающейся игры. Одним из правил я был неприятно удивлен при заключении договора на установку.

Оно состояло в том, что одновременно с установкой прибора я должен был заключить дополнительный договор на его техническое обслуживание. Без согласия на последующее ТО ни одна компания за установку не бралась.

Стоимость ТО составляла 480 рублей, и оплатить его надо авансом. Мое непонимание и неприятие вызвали как цена, так и содержание навязываемой услуги.

За 480 рублей мне обещали: контрольное снятие показаний приборов, проверку целостности пломб и при необходимости очистку фильтров. Но мне не нужна проверка целостности пломб.

Если их сохранность кого-то беспокоит, то пусть приходит и проверяет, но за свой счет. То же самое относится и к снятию показаний, поскольку это не поверка правильности работы самого прибора, а всего лишь контроль за тем, правильно ли я указываю показания счетчика.

При этом непонятно, какое вообще дело посторонней организации до сохранности пломб и правильного снятия показаний? Это если и должно волновать, то ресурсоснабжающую организацию или управляющую компанию – не обманываю ли я их?!

Что же до очистки фильтров, то позже сотрудник той же компании доверительно поделился, что за три года работы ему неизвестно ни одного реального случая очистки, поскольку фильтры в этом не нуждаются. Они очищают воду от механических примесей, а таковых в московской воде практически нет.

Короче, 480 рублей я должен заплатить за 15 секунд просмотра моего счетчика. Хорошо устроились!

Для меня, например, еще вопрос – кто и кому должен платить за просмотр. Но даже если признать, что регулярное обслуживание действительно является безусловной необходимостью в процессе эксплуатации, то почему я обязан заказывать эту услугу именно у установщика счетчика, а не в другой специализированной организации.

Для сравнения: никому и в голову не приходит заставлять владельца автомобиля осуществлять периодическое ТО исключительно у дилера, продавшего автомобиль, делай, где хочешь. Согласитесь, подобное требование установщиков сродни какой-то крепостной зависимости.

А объяснение простое: цена услуги неадекватно высока, поэтому ее, во-первых, навязывают, а, во-вторых, сажают потребителя на собственный поводок. Самое же интересное, что деньги-то я заплатил, но за минувший год технически обслужить мой счетчик так никто и не пришел.

Короче говоря, это тот самый случай развода на деньги, когда компания пытается заработать, не прилагая рук. Естественно, что навязывание услуги по техобслуживанию не понравилось многим, по инстанциям пошли жалобы, в конце минувшего года о них стало известно новому мэру Сергею Собянину, который распорядился с этим безобразием покончить.

Постановлением правительства Москвы №1102-ПП от 28 декабря 2010 года принудиловка с обязательным ТО была отменена. Действия власти возымели силу.

Когда этой весной в той же компании я заключал договор на установку счетчиков для своих родственников, мне техническое обслуживание не навязывали, а предложили на мое усмотрение: хочу – заказываю, хочу – нет. Естественно, я отказался, и никаких негативных последствий это не имело.

Казалось бы, инцидент исчерпан, хэппи энд состоялся. Ан нет, с некоторого времени жители города начали получать по почте квитанции на оплату технического обслуживания.

Пришла она и на мой адрес. В сопроводительном письме довольно сдержанно и сухо гражданам напоминали, что в свое время с ними был-таки заключен договор на техническое обслуживание.

Приводились выдержки из договора о порядке взаиморасчетов и оказания услуги, и предлагалось оплатить квитанцию, что автоматически означало пролонгацию договора на очередной год. Однако авторы письма ни словом не обмолвились о новом порядке добровольного заключения договора.

Это при том, что у большинства граждан осталось в памяти прежнее условие обязательного его заключения, а о постановлении правительства знают не все. Зато заканчивалось письмо предупреждением, выделенным жирным шрифтом, следующего содержания: «В случае отказа от оплаты договора ТО вас могут перевести на расчеты по показаниям общедомового прибора учета воды».

То есть повесить на меня все потери воды и вернуть на оплату прежних 850 рублей в месяц и даже больше. Последняя фраза если не дрожь в коленках, то оторопь вызывает определенно.

Первая мысль – пойти и заплатить, чтобы не приставали. И только затем появилось желание как-то объясниться с авторами письма.

Стремления к взаимности они не проявили, но в результате настойчивых просьб администратор компании согласился обсудить тему на условиях анонимности. В ходе беседы он с неохотой, но все же признал, что техническое обслуживание КПУ вещь отчасти надуманная, в ее основе лежит финансовый интерес компаний, которые слегка шалят, проталкивая эту услугу в массы.

В то же время попытался сослаться и на заботу о благе потребителей. По его словам, при выходе в гарантийный период счетчика из строя его ремонт и замена компанией, с которой заключен договор на ТО, займет значительно меньше времени, чем при обращении в сервисный центр завода-изготовителя.

Как часто выходят счетчики из строя в гарантийный период, и каков выигрыш во времени, он не уточнил. А тот факт, что завод-изготовитель сделает это бесплатно, вообще обошел молчанием.

Что касается декабрьского постановления правительства Москвы, то администратор проявил в его отношении чрезвычайно высокую степень осведомленности. Он справедливо заметил, что отменив в действующем порядке учета воды пункты о техническом обслуживании счетчиков, постановление все же сохранило некий пункт, который косвенно дает основание установщикам продолжить прежнюю политику.

Как выразился сам коммерсант, «формальная зацепка осталась». Иными словами, для полного выжигания скверны не хватило каленого железа.

Наконец, на мой вопрос относительно выделенной жирным шрифтом вежливой угрозы – на каком основании меня переведут на иной порядок расчетов, мне ответили, что никто не утверждает, что меня непременно переведут, в письме лишь сказано «могут» перевести. Если найдут какие-то основания.

А могут и не перевести. Короче говоря, граждан попросту «берут на пушку»: вдруг кто-то испугается и побежит платить.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что мы не призываем отказываться от договора на услуги ТО и не платить за них. Мы лишь напоминаем, что это дело вашего выбора, можете заключать договор и платить, а можете отказаться.

И не надо пугаться жирного шрифта.

Похожие записи:
  1. сдать

16.08.2013.