Протфолио объектов

Аналитика. Такие разные торговые центры.

Такие разные торговые центрыНа страницах еженедельника «Полезная площадь» большое внимание уделяется теме классификации недвижимости. Уже были приведены подробные классификаторы для строящегося и готового жилья, для офисной недвижимости.

Сегодня - о классификации торговой недвижимости.Торговая недвижимость - не исключение. Как и в других сегментах рынка, для торговых центров в России ещё не выработаны единые правила классификации, хотя попытки делаются.

В настоящее время многие специалисты придерживаются рамок классификации международной некоммерческой организации ULI (Urban Land Institute) - Института городских земель, адаптированной консалтинговыми компаниями, работающими на российском рынке торговой недвижимости. Классификация ULI подразделяет торговые центры на группы по совокупности таких признаков, как размер зоны обслуживания (торговой зоны), численность потенциальных покупателей (аудитория), особенности расположения, площадь объекта, ассортимент товаров и услуг (см. таблицу).В настоящее время в Нижнем Новгороде представлены все типы торговых центров - от микрорайонных до суперрегиональных.

Правда, если говорить о региональных торговых центрах, то ЦУМ и «Республику» можно отнести к ним условно (только по широте охвата), так как якорных гипермаркетов и развлекательной инфраструктуры в них нет.Особого упоминания заслуживают торговые центры вблизи Московского вокзала. «Гордеевский», «Чкалов», «Сити», «Канавинский», «Канавинский дворик», «Порт Савин» - все они невелики по площади, однако их невозможно отнести ни к микрорайонным торговым центрам, ни к каким-либо другим типам. Вместе с ЦУМом и «Республикой» все они образуют некий стихийно сложившийся ритейл-парк, в который по выходным, да и будни, приезжают за покупками сотни тысяч жителей Нижнего Новгорода и его пригородов.Говоря о классификации ULI, необходимо отметить, что она, в отличие от классификации бизнес-центров, не отражает качество объекта.

В 2008 году Российский Совет Торговых Центров (РСТЦ) предпринял попытку создать систему оценки качества торговых центров страны. Совместно с Watcom Group была разработана Национальная система классификации торговых центров.

На разработку критериев качества ушло два года. К работе были привлечены известные консультанты по торговой недвижимости - Colliers International, Jones Lang LaSalle, Knight Frank и другие.Классификация РСТЦ предлагает оценивать качество торгового центра, как совокупность четырех групп критериев:технологические параметры;привлекательность для арендаторов;привлекательность для посетителей;инвестиционная привлекательность.По каждой из групп независимые эксперты рынка, анализируя 55 параметров, присваивают класс A, B или C. Таким образом, совокупное качество торгового центра выражается в сочетании четырех латинских букв - от AAAA до CCCC.

По замыслу авторов классификации такой код позволяет с одного взгляда оценить сильные и слабые стороны объекта.Классификация добровольная, но сами торговые центры классифицироваться по системе РСТЦ не спешат. На всю страну классифицированы только три объекта - по одному в Москве.

Екатеринбурге и Белгороде. И дело отнюдь не в том, что классификация у РСТЦ платная и проводят её только столичные эксперты. Большинство владельцев торговых центров пока видят в ней лишь имиджевый момент, а не какую-то осязаемую практическую ценность.Алексей ЧЕМОДАНОВнезависимый аналитик рынка недвижимости№ п/пОбозначениеТипичная площадьАссортиментЯкорныеарендаторыТорговая зонаАудиторияПримерыв Нижнем Новгороде Микрорайонный торговый центрМенее 3 тыс. кв.мТовары первой необходимости и услуги повседневного спросаПродуктовый супермаркетДо 10 мин. пешеходной доступностиДо 10 тыс. покупателейВерхнепечёрский, Сочи, Вишнёвый сад, ОтличныйКупеческий Районный торговый центр3-10тыс. кв.мТовары повседневного спроса и услуги для удовлетворения ежедневных потребностей1-2 супермаркета различной специализации5-10 минут транспортной доступностиДо 40 тыс. покупателейПарк авеню, Новый век, Автозаводский, Seven, Гагаринский Окружной торговый центр10-50тыс. кв.мШирокий спектр товаров и услуг, с большим выбором непродовольственных товаровНе менее 2 супермаркетов различной специализации10-20 минут транспортной доступностиДо 150 тыс. покупателейНовая Эра, Муравей Суперокружной торговый центр20-90тыс. кв.мСоответствует общему профилю окружного центраНе менее 2 супермаркетов различной специализации, кинотеатр, фитнес-центр15-30 минут транспортной доступностиДо 200 тыс. покупателейШоколад, Золотая миля Региональный торговый центр25-90тыс. кв.мШирокий спектр товаров и услуг, с максимальным выбором непродовольственных товаровГипермаркет и супермаркеты различной специализации, инфраструктура развлечений30-40 минуттранспортной доступностиДо 300 тыс. покупателейРеспублика, ЦУМ Суперрегиональный торговый центрСвыше 50 тыс.кв. мСоответствует общему профилю регионального центраНе менее 2 гипермаркетов различной специализации, инфраструктура развлеченийДо 1,5 часовтранспортной доступностиСвыше 300 тыс. покупателейФантастика, Мега Специализированный торговый центр3-100тыс. кв.мСпециализация по одному товарному направлениюОдин или группа магазинов одной специализацииЗависит от масштаба объектаОткрытый материк, БУМ, Мебельный базар

18.08.2013.