Протфолио объектов

Лифт становится все умнее

Говорят, первый лифт изобрел мудрый Архимед в 3 в. до н. э. Замечательный русский умелец Иван Кулибин еще в 1793 году разработал и установил подъемные кресла для Зимнего дворца. В Москве первый лифт появился в 1901 году в доме № 17 по Рождественскому бульвару.А сегодня в столице насчитывается более 100 тыс. лифтов различного назначения, из них около 80 тыс. – пассажирские, установленные в жилых зданиях.

МГУП «Мослифт» сегодня обслуживает 54 тысячи лифтов. О работе предприятия рассказывает его генеральный директор Анатолий Золкин.– Анатолий Алексеевич, вы недавно возглавили «Мослифт», но ведь для коллектива вы – человек не новый? – Да, я вернулся в коллектив, где проработал 28 лет, и очень этому рад.

Начинал электромехаником по лифтам. На моих глазах небольшая контора по ремонту лифтов выросла в крупнейшее в Европе специализированное предприятие.

К началу 1953 года, когда был создан «Мослифт», в городе насчитывалось всего 1700 лифтов. Все они были «тихоходами», работали в основном только на подъем, двери открывались вручную, и к каждому обязательно был приставлен лифтер.– И вот теперь, спустя почти 50 лет? – Наверное, нет необходимости подробно рассказывать, какой гигантский шаг сделан в производстве и совершенствовании эксплуатации лифтов, основных узлов и механизмов.

Вместе с тем не менее остро встал вопрос: что делать с устаревшими лифтами, в том числе оборудованными в каркасно-подвесных шахтах, с каркасно-подвесными лифтами, которых в Москве насчитается около 2 тысяч?– Мне кажется, ответ очевиден: менять на современные. К тому же эксплуатация подобного «ретролифта» небезопасна.

Знаю по себе…– Во многих лифтах достаточно заменить отдельные агрегаты, например, установить новый подъемный механизм, станцию управления, обновить кабины, двери, то есть, модернизировать. Жители через 3–4 недели получат современный лифт, по цене в 2 раза меньшей, чем стоит новый. – А сколько лет должен эксплуатироваться лифт? – Не более двадцати пяти, и после диагностики согласно техническим требованиям его необходимо заменить или модернизировать. – И много таких «старичков» в нашем городе? – Около 27 процентов от общего количества, что составляет почти 27 тысяч лифтов.– Получается, что на их замену уйдет еще 50 лет. – Не совсем так.

Ежегодно в Москве по техническим требованиям «устаревают» 3,5 тыс. лифтов. Но это вовсе не означает, что все они должны быть полностью заменены на современные.

Пять лет назад «Мослифт» разработал программу обновления городского лифтового хозяйства. Нас поддержало правительство Москвы и теперь ежегодно в городе заменяется и модернизируется около 3 тыс. лифтов.

После модернизации они исправно служат не менее четверти века. Разумеется, при бережном отношении, что, к сожалению, не всегда бывает.– Да уж, чего только не прочтешь на стенах кабин…– Однако наши последние разработки предусматривают и использование антивандальных материалов и аппаратуры для оборудования кабин.

Это кнопочные аппараты, несгораемые кабины лифта, плафоны, пожаростойкая отделка из нержавеющей стали и т.д.Но лифт может остановиться и без вмешательства человека, как и любой механизм. Если поломается какая-то часть.

По техническим причинам, то есть по вине эксплуатирующей организации, ежедневно в городе простаивает не более 60 обслуживаемых нами лифтов, и мы делаем все для того, чтобы свести время их простоя до минимального.– Минимальное, это сколько – час, два? – На «освобождение» пассажиров дается 30 минут. Во всех наших территориальных управлениях созданы мобильные бригады на автомашинах, которые быстро добираются до самого отдаленного микрорайона.

Ежегодно работники «Мослифта» устраняют более 10 тыс. мелких поломок, требующих около 15 млн. рублей в год. На устранение поломки технического характера достаточно 1–2 часов.

Если же в лифте «поработали» хулиганы, то нашим специалистам может потребоваться несколько дней, а то и недель, чтобы привести его в рабочее состояние.– Известно, что рынок – это конкуренция, борьба за потребителя. Приходится участвовать в конкурсах?

Как вы к ним, кстати, относитесь? – Конкурсы приносят пользу делу, когда их участники находятся в равных стартовых условиях. А мы зачастую имеем дело с фирмами-«однодневками», у которых нет ни производственной базы, ни собственного персонала, ни техники.

Им несложно сбить цену и выиграть конкурс на модернизацию лифтов. Какая же это конкуренция?

Эксплуатирует такие конкурсные объекты «Мослифт», а значит, только мы и отвечаем за надежность и безопасность их дальнейшей работы. К слову сказать, если предприятие да еще с таким штатом сотрудников, как «Мослифт», – в 3,5 тыс. человек, начнет сбивать цену на свои услуги для получения выгодных заказов, то потеряет последнюю возможность нормально развиваться.

Наше предприятие во многом уникальное, оно имеет свою производственно-техническую базу, квалифицированных специалистов, широкую сеть сервисных услуг. Да, сегодня «Мослифт», являясь государственным предприятием, призван формировать профессиональные стандарты и повышать уровень требований к работе в отрасли городского хозяйства, связанной с безопасностью пассажиров.– Что собой представляет ОДС? – Это объединенная диспетчерская система контроля и управления инженерным оборудованием жилых зданий.

На пульт ОДС поступает информация о неисправности лифтов, домофонов, замков, открытых дверях в подвальные и чердачные помещения, а также о работе систем водо–, газо– и электроснабжения и т. д. Мы и такие работы тоже выполняем. «Мослифт» был одним из первых, кто устанавливал домофоны в подъездах. Сейчас внедряем систему круглосуточного видеонаблюдения: центральный пункт видеоконтроля оборудуется в помещении, граничащем с ОДС.– Говорят, что у вас создана новая диспетчерская система, способная контролировать почти все технические характеристики дома. – Да, мы разработали и внедряем многоуровневую, многофункциональную систему управления и диспетчеризации «АСУД-248».

Она контролирует и управляет инженерным оборудованием жилых зданий, позволяет учитывать энергоресурсы и передавать информацию в районную и центральную диспетчерские. Система обеспечивает охранную и пожарную сигнализации, сообщает о загазованности и затоплении технических помещений, отслеживает работу лифтов, давление и температуру в сетях отопления.

Кроме того «АСУД» имеет диспетчерский пункт по приему заявок от населения и контролю за их исполнением.– Сложная система, очевидно, требует квалифицированных работников? – Мы постоянно обучаем людей на курсах переподготовки и повышения квалификации. Но есть одно «но».

Честно говоря, наши кадры и система их обучения, хорошо зарекомендовавшие себя в прежних условиях, не в полной мере отвечают нынешним требованиям. Кое-кто из наших руководителей подрастерялся, столкнувшись с рынком и конкурентами.

Мы пока упускаем такой важный момент, как формирование резерва, то есть современных квалифицированных руководителей и специалистов, способных в недалеком будущем стать лидерами на различных участках. Не можем мы забывать и о том, что человек работает не только за кусок хлеба, а хочет реализовать себя как личность и жить в нормальных, цивилизованных условиях.

И оттого социальные вопросы, как и прежде, приоритетны для нас. Мы помогаем нашим сотрудникам и здоровье поправить, и квартиру получить.

К сожалению, много наших работников живет в общежитиях, имея там койко-место. Понятно, что людям надо помочь элементарно обустроить быт.– Какие еще задачи – важнейшие для предприятия? – Формирование собственной современной производственной базы по ремонту, комплектации, изготовлению запасных частей к лифтам, снятым с производства, для модернизации и освоения новой техники.

Речь не идет о том, что мы сами будем изготавливать весь комплект лифтового оборудования. У нас другая задача: собрать воедино все лучшие технические узлы, оборудование и механизмы, которые выпускаются на профильном рынке, что-то сделать самим и получить оптимальный вариант современного лифта.

И тогда мы сможем зарабатывать неплохие деньги. Сначала на поставке, монтаже, а затем и на техническом обслуживании своих лифтов.

Также думаем о создании службы маркетинга, современного сервис-центра. Сегодня нужно уметь влиять на ситуацию и прогнозировать ее развитие, видеть реальную перспективу деятельности предприятия.Татьяна Данилина

18.08.2013.